Весной 2006 года вместе с режиссером Романом Мархолиа и продюсером из Германии Себастьяном Кайзером на Украине был организован и проведен уникальный арт-фестиваль "Балаклавская Одиссея", который объединил перформансы, выставки, инсталляции, выступления музыкантов, художников, фотографов семи стран. Я был приглашен в качестве музыкального руководителя этого фестиваля, проводимого в штольнях Балаклавы, где когда-то была размещена бывшая база подводного Черноморского флота СССР. Место само по себе уникально! Огромный пустой город в горе, пронизанной широким каналом, выходящем в открытое море, где, в случае ядерной войны, могли укрыться подводные лодки.
Бухта Балаклава (стрелками показаны входы в базу подводных лодок)
Внутренние помещения базы
Площадка Сухого дока на которой располагалась арфа
и канал по которому плыл плот с музыкантами
Сухой док
Было разработано пять тем, на которые откликнулись различные художественные силы России, Украины, Швейцарии, Германии и других стран. Одна из них была тема Ифигении, по преданию искавшей своего брата в этих местах. Балаклавская бухта была описана еще в "Одиссее" Гомера. Уникальная акустика штольн подсказала музыкальное решение. Специально для этого мероприятия была написана Увертюра "Балаклава" (Зов горы), которая начиналась каждый раз при входе в штольни и предвещала многие темы фестиваля. Здесь она показана в сокращенном виде.
Тема "Ифигении" переплетается со скрипом массивных металлических дверей организованном ритмически. Этот скрип дверей был использован в последнем музыкальном номере арт-фестиваля, на фоне которого импровизировал фьюжн-оркестр. Увертюра предвосхищала все увиденное и услышанное в штольнях. Для этой цели внутри канала в направлении выхода в бухту были установлены две акустические системы по 1000 Вт каждая и звук распространялся на всю бухту и поселок, расположенный на берегу бухты. Эффект был впечатляющий!
Название сочинения имеет двойной смысл. Это своеобразный привет Глюку, у которого есть опера "Ифигению в Тавриде", а поскольку гора, в которой располагается штольня, называется Таврос, то и название сочинения родилось само собой. Чтобы предать музыке более прочные временные связи, я использовал в произведении мелодику органума Перотина.
Для исполнении "Ифигении в Тавросе" были приглашены певицы из Санкт-Петербурга (студенты Театральной академии), арфистка из Ялты и духовики из Севастополя.
Фотографии сделанные на фестивале "Балаклавская Одиссея - 2006":
Арфа в Сухом Доке
Видеоинсталляция, когда посетители видят самих себя на стенах штольни
Видеоинсталляция в коридоре
Видеоинсталляция
Коридор со свечами
Симона (Швейцария) исполняет монолог Ифигении
Фьюжн-оркестр играет вместе со звуком дверей
Композитор Николай Морозов с арфисткой
Так же для Сухого дока, расположенного в центре штольни, где когда-то ремонтировали подводные лодки, была написана "Ифигения в Тавросе" для сопрано, трех женских голосов, флейты, кларнета и арфы. Сочинение исполнялось следующем образом: публика, входящая в Сухой док, видела и слышала только живую арфу (специально привезенную из Ялты), потом выходили три грации и пели вместе под аккомпанемент арфы. Через определенное время с канала (метрах в 100 от Сухого дока) им отвечали сопрано, флейта и кларнет, расположенные на плоту. Плот с освещенным парусом медленно плыл по каналу и возникала перекличка между двумя группами музыкантов. В середине сочинения плот подплывал к Сухому доку, сопрано выходила на берег, флейта и кларнет продолжали играть на плоту, а женское трио постепенно удалялось в противоположенную сторону и исполняло свою партию уже вне зоны видимости.
Название сочинения имеет двойной смысл. Это своеобразный привет Глюку, у которого есть опера "Ифигению в Тавриде", а поскольку гора, в которой располагается штольня, называется Таврос, то и название сочинения родилось само собой. Чтобы предать музыке более прочные временные связи, я использовал в произведении мелодику органума Перотина.
Для исполнении "Ифигении в Тавросе" были приглашены певицы из Санкт-Петербурга (студенты Театральной академии), арфистка из Ялты и духовики из Севастополя.
Бытовая видео-запись в Балаклаве немного урезанная, но передающая атмосферу Фестиваля:
Фотографии во время исполнения "Ифигении в Тавросе":
Женское Трио с арфой
Плот, подплывающий к зрителям
Позже это сочинение было исполнено и в концертном варианте, но здесь представлена рабочая запись "Ифигении в Тавросе" сделанная непосредственно в штольнях Балаклавы, передающая настоящую акустику штольни и позволяющую представить все прелести звучания. К сожалению, разница температур (в штольнях примерно 15 градусов, а на воздухе более 30) привели к тому, что арфа стала расстраиваться прямо во время исполнения. В дальнейшем положение было исправлено, но в этой записи это слышно.
Вот фильм, снятый по материалам "Балаклавской Одиссеи":
Ниже предлагается концертное исполнение этого сочинения в Уральской консерватории 16 декабря 2011 года: "Ифигения в Тавросе" для сопрано, женского трио, флейты, кларнета и арфы. В этом случае флейта, кларнет и сопрано расположены на балконе.
Исполняют:
Сопрано Соло - Анна ШИРЯЕВА
Женское трио - Евгения ВУККЕРТ, Юлия КОВАЛЕВА, Маргарита СВЕРДЛОВА
Арфа - Светлана ЗАХАРОВА
Арфа - Светлана ЗАХАРОВА
Флейта - Анна ПАРАЩЕНКО
Кларнет - Михаил СМИРНЯГИН